Таймас аулие, мавзолей. XVIII-ХХI вв. Данный объект находится в 17-18 км к северу от аула Узынсу (Иртышский р-н, Павлодарская обл.). Объект представляет собой мавзолей, установленный на месте захоронения Таймас аулие.

Информация о жизни и деятельности Таймас аулие была отражена в книге «Тугел батыр и его потомки» местных краеведов М. Жаманбалинова и А. Бәделханова. Данные краеведов были основаны на устных преданиях, свято хранимых среди представителей племени кыпчак Павлодарского Прииртышья. Таймас аулие являлся выходцем из племени кыпчак, подразделения Бултын кыпчак, подрода Ожырали-Сагал, потомком знаменитого Кобланды батыра. Его отец Тугел был знаменитым батыром, внесшим существенный вклад в отражение нашествия жонгар в эпоху национально-освободительной войны XVIII в. Тугел батыр наряду с батырами – Жазы и Кошкарбай собрал ополчение и нанес поражение жонгарам в борьбе за степи Прииртышья.

Согласно преданиям потомков, в одном из походов Тугел батыр полонил прекрасную калмыкскую девушку Каракоз – дочь калмыкского родоправителя. Каракоз обладала даром ясновидения, который достался ей от ее предков по материнской линии. Тугел вознамерился взять ее в жены. Однако калмыцкая красавица противилась батыру и просила убить, как и остальных сородичей. Батыру пришлись по нраву гордая и честолюбивая девушка. Лишь условия почитания как достойной жены, дарения отдельной юрты и прислуги, обещание батыра, что ее никогда не будут оскорблять, называя «пленницей» или «наложницей», убедили дать согласие Тугелю. Калмычка дала слово батыру, что уйдет от него в случае нарушения обещания. Долгое время влюбленные жили в мире, несмотря на тоску Каракоз по родине. Однако одержимые ревностью другие жены батыра сумели разжечь ссору между ними. В ссоре батыр оскорбил Каракоз, забыв об обещании и назвав ее «пленницей из вражеского рода», «безродной из дикого племени». Полная обиды, Каракоз ночью убегает из аула батыра, оставив малолетних детей.

Находясь долгое время в поисках беглянки, Тугел батыр догоняет ее в горах Жетысу Алатау, но верный слову, пытается убедить ее, не заставляя вернуться силой. Батыр сожалеет о сказанном и просит прощения у жены. Верная слову Каракоз на прощание говорит батыру: «Наш уговор был нарушен и я ушла. Однако основная причина моего ухода – это зов предков. Моя родина мне дороже всего. Я боюсь духов предков, мне нельзя далее оставаться на чужбине. Тебе же я подарила сыновей: Анкоймасу его имя дано не случайно, он станет известным охотником, будет храбрым воином. Другой наш сын Шуак будет сиять, словно лучи солнца и жить в мире. Ему небеса дадут благо и достаток. А мой Таймас… вот он тот, который вознесет твой престиж, станет твоей гордостью. От меня к нему перейдут дары ясновидения и исцеления. Он даже будет оживлять не разложившегося мертвеца. Это мои славные дары тебе и казахскому народу за годы счастливой жизни».

Таймас, рожденный от калмычки Каракоз, обладал особым даром ясновидения и исцеления и стал очень известным в Сарыарке. Аулие жил в середине XVIII в. Его настоящим именем является Ботакара. За особые способности народ прозвал его «аулие». В народе он стал известным под именем Таймас аулие. Одно из преданий гласит следующее: как-то Таймас проезжал мимо аула, в котором человек переносил тяжкие муки. Почувствовав эти муки, Таймас аулие решил помочь и направился в данный аул. Только заехав в аул, он узнает от жителей печальную весть о недавней смерти человека. Аулие громким голосом просит всех выйти из юрты и начинает ритуал. Обойдя труп человека он стал камчевать сырмак, висящий на стенах юрты. На месте ударов раздается звонкий, ясный звук. Гоняясь за сверхестественной силой, аулие выходит наружу и продолжает камчовать его вокруг юрты. После долгой погони, усталый аулие заходит в юрту, а в этот момент умерший оживает и открывает глаза.

Мавзолей представляет собой прямоугольное сооружение с куполом в центре, сложенное из декоративного рванного камня. Углы и купол увенчаны полумесяцеми, установленный на декаративных столбах. К входу в мавзолей ведет прямая дорожка вымощенная рваным камнем. С права от мавзолея на постаменте  установлена гранитная стела  с надписью «Тегі Қара қыпшақ, руы Бұлтын қыпшақ, түп аталары Ожыралы Сағал, әкесі Түгел, өз аты Ботақара (халық арасында Таймас әулие атанып кеткен, XVIII ғасырдың орта кезеңде өмір сүрген)», что в переводе на русский означает: «Род Кара кыпчаки, подразделения Бултын кыпчаки, подрода Ожиралы – Сагал, отец Тугел, его имя Ботакара (в народе его назвали Таймас аулие, жил в середине XVIII века)»

Мавзолей над могилой Таймас аулие является важным сакральным местом по причине его святости в сознании населения региона. Среди казахов сохранились предания о благих делах, чудотворной силе аулие. Они свято чтят память об аулие, дают поминальные обеды и читают молитвы у его могилы.

Координаты объекта: 53.466703, 74.736530

Литература

Жаманбалинов М., Бәделханов А. Түгел батыр және оның ұрпақтары (тарихи аңыздар, шешендiк толғаулар, шежiре-деректер). – Павлодар: ЭКО, 1998. – 121 б.

Жұматов Ғ. Таймас әулие // Шаһар, 2012, 22 маусым.

К. Батталов

Фото

01 Мавзолей Таймас аулие. Фото А. Мусагажиновой