Едыге бий, билик тас. XVIII в. Находится в Далбинских горах, в 2–3 км к ЮЗ от с. Мурынтал (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Представляет собой природный объект, состоящий из двух каменных валунов, расположенных друг на друге.

Едыге бий являлся знаменитым бием казахского общества. Происходил из родовой ветви Жанкозы рода Айдабол племени Аргын Среднего жуза. Его предок Айдабол бий был одним из выдающихся биев Казахского ханства. Отец Едыге являлся знаменитым батыром Толебаем. В памяти народа остались сведения о решенных спорах, крылатых фразах и делах Едыге бия. Например, собиратель казахских преданий Машхур Жусуп Копеев пишет о решениях Едыге споров среди представителей племени Уйсун, о беседе Едыге с Толе бием, о разборах собственных снов Едыге бием, о сватовстве с Тогас бием, об утешении Жангир хана в связи с утратой сына и другие рассказы.

Едыге был отцом известных на всю Сарыарку двух биев – Шона и Торайгыра. Шон стал первым ага-султаном Баянаульского внешнего округа, открытым в 1833 г. Согласно преданиям, записанным Машхур Жусупом, до рождения детей Едыге видел сны, которые затем характеризовали его детей. До рождения на свет Шона во сне он держал беркута с добычей под крылом. Добычу беркут поедал, закрыв крыльями. Когда родился Кикара, отец видел во сне самца фазана. А накануне рождения сына Торайгыра, во сне он держал степного сокола. Сокол взлетел над озером и вернулся с добычей. Но добычу не трогал. Свои сны Едыге би толковал следующим образом: Шон будет использовать свое положение для личной наживы, Кигара будет годен только для выпаса скота, а Торайгыр станет моим соколом, самым благородным из людей. Предсказания знаменитого бия свершились. Торайгыр славился в степи как справедливый, честный бий, достойный своего отца. Казахи всегда искали защиты от притеснений у него. Торайгыр бий жил близ озера, впоследствии названного его именем.

Огромные камни-валуны возле села Мурынтал, лежащие друг на друге, по преданиям стали местом судебных решений Едыге бия. Именно на этом месте знаменитый бий разбирал дела, решал споры и наказывал виновных. По рассказам местных аксакалов, Едыге взбирался на эти камни, используя верблюда – ак-нара. Казахи Сарыарки восхваляли Едыге таким выражением: «Едыге би цену мужчины решал двумя словами» («Ердің құнын екі ауыз сөзбен шешеді»).

Память о личности и деятельности Едыге бия связана с почтением к местам, связанным с ним. Казахи Прииртышья с особенным сакральным трепетом относятся к билик тас выдающегося деятеля казахской истории Едыге бия, расположенного в живописной природной зоне и богатой на различные легенды местности. Сюда приезжают жители Приртышья, читают молитвы. Данный памятник историко-культурного наследия стал объектом туризма и почитается в народной памяти как место, имеющие сакральное значение.

Координаты объекта: 50°20'27.4"N 75°03'49.5"E 

Литература

Едігенің алғашқы билігі // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. 12 том. 20 томдық жинақ. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 12 т. – Б. 77–79.

Едігенің көрген түсі // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. 12 том. 20 томдық жинақ. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 12 т. – Б. 79.

Едігенің Тоғаспен құда болуы // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. 11 том. 20 томдық жинақ. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 11 т. – Б.198–203.

Фото

01 Билик тас Едыге бия. Фото Д. Умырзакова