Муса Шорманов, место погребения. XIX в. Находится в урочище Аккелин, в старом казахском зирате, расположенном на правом берегу р. Ащысу, в 1 км к СВ от с. Тендык (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Представляет собой небольшую могилу, обложенную мраморными блоками и железной оградой с установленной у изголовья каменной плитой, расположенной в семейной сагане.

Муса Шорманов (1818–1884) является выдающимся государственным и общественным деятелем, видным этнографом и публицистом, собирателем казахского фольклора и просветителем. Изучение личности и оценка деятельности Мусы Шорманова берут начало с советского периода. Советская историография оценивала деятельность М. Шорманова негативно в связи с его социальным статусом бая и родоправителя. В советской историографии акцент делался на освещение его деятельности как ущемления других родов в угоду своего рода и личных интересов. В трудах известного советского историка С.Е. Толыбекова Муса Шорманов характеризовался как «представитель патриархально-феодальной верхушки», а Ермахан Бекмаханов описывал его как «жестокий феодал». Эта характеристика стала хрестоматийной в советской историографии. Однако была и объективная оценка личности и исторической роли Мусы Шорманова, прослеживаемая в трудах А. Маргулана и Ш. Чокина. Изучением материалов по этнографии и традиционной культуре казахов, собранных Мусой, занимались Э. Масанов, Х. Аргынбаев, В. Востров, М. Муканов, С. Ажигали и Ж. Артыкбаев. Популяризация личности Мусы приходится на период независимости Казахстана и связана с широким освещением его деятельности в публикациях краеведа С. Жаксыбаева, народного писателя К. Исабаева, потомков – М. Асфендияровой-Шормановой, М. Чермановой, ученых – Е. Арына и А. Нухулы. Просветительская деятельности Мусы Шорманова нашла отражение в работах К. Исахановой. Государственная, общественная и исследовательская деятельность Мусы Шорманова стала объектом специального исследования Е. Рахимова.

Муса Шорманов родился в урочище Аккелин в семье богатого и знатного бия Шормана. Муса происходил из рода Каржас племени аргын Среднего жуза. Отец Мусы Шорман бий был очень известной личностью в Сарыарке, он обладал даром красноречия, многие высказывания которого остались в народной памяти. Шорман бий стал ага-султаном Баянаульского внешнего округа в 1836 г. Однако умер через год после назначения. С детства отец старался дать хорошее образование Мусе. Первоначально Муса получил образование у аульного муллы, затем получил азы русской грамоты. В 1832 г. экстерном поступил в училище Сибирского казачьего войска, однако в связи с назначением отца волостным управителем в только образованном Баянаульском внешнем округе в 1833 г. Муса был вынужден завершить учебу. Отец решил привлечь молодого Мусу к управленческой деятельности и содействует назначению сына управителем в Кулюк-Каржасской волости. В дальнейшем занимал пост заседателя Баянаульского окружного приказа. Следует отметить, что в это время в казахской степи разгорается крупное национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова. Муса как управитель лавирует между лидером восстания и русской военной администрацией. В эти годы русские источники отмечают, что в 1838 г. Муса Шорманов был втянут в отряды восстания, однако в 1839 г. молодой родоправитель возвращается в свои кочевья. Как впоследствии отмечает сам Муса Шорманов, он «никогда не поддерживал Кенесары», несмотря на просьбы хана присоединиться к восстанию. За годы в качестве волостого управителя и заседателя Муса сумел удержать власть и стать авторитетным правителем среди казахов.

На 1850-1860-е годы приходится пик общественно-политической карьеры Мусы Шорманова. В 1854 г. Муса Шорманов был назначен ага-султаном Баянаульского внешнего округа. На этом посту Муса добился значительных успехов в деле улучшения хозяйственной и культурной жизни вверенного округа. Авторитет Муса Шорманов заслужил за заботу о просвещении своего народа. Осознавая значение образования и культуры, Муса вел активную работу по привлечению молодых казахов для обучения в русских школах и пансионатах. В 1857 г. при активном участии ага-султана в Омске была открыта школа для подготовки писарей для волостных канцелярий. Перед областным управлением cибирских казахов Муса активно поднимал вопрос создания передвижных гимназий, адаптированных к условиям кочевой жизни. Муса Шарманов за счет своих средств построил медресе и мечеть в Баянауле.

В середине 1860-х годов в Сибири разразился скандал, связанный с областническим движением. Муса Шорманов и влиятельный султан Чингиз Валиханов были под подозрением с формулировкой «назойливый киргиз» и «ненадежный человек». В 1868 г. Баянаульский округ был расформирован, а Муса Шорманов был отправлен в отставку в звании полковника. Однако деятельность талантливого управителя не осталась незаметной. В 1868–1884 гг., вплоть до своей смерти, Муса был советником по казахам в Западно-Сибирском генерал-губернаторстве. На этой должности он активно содействовал улучшению социально-бытового положения казахов Прииртышья, открытию русских школ для казахских детей в городах Омск и Павлодар, материально оказывал помощь этим школам. Таким образом была открыта школа-интернат для казахских девочек в 1778 году в Омске. Одаренный управленец активно привлекал знатных и богатых казахов к сбору пожертвований для благотворительности, для приютов, богаделен и интернатов, где находились казахские дети.

Вместе с тем Муса Шорманов оставил богатое наследие по истории, этнографии и хозяйству казахов Прииртышья. Такие публикации Мусы Шорманова как «Киргизские народные обычаи», «О скотоводстве у киргизов Западной Сибири», «Заметки о киргизах Павлодарского уезда», «Зимовки или зимние кочевки», «О кочевках киргиз» выделяются качественным фактологическим материалом, дают возможность утверждать о глубоком познании культуры и хозяйственного быта своего народа. Он поддерживал активные научные и личные контакты с Г.Н. Потаниным и своим племянником Ш. Уалихановым, они высоко оценивали научные труды Мусы. Муса содействовал сбору информации Г.Н. Потаниным по казахскому фольклору и родословной. По многим вопросам истории и обычного права казахов Ш. Уалиханов обращался к своему дяде.

Скончался Муса Шорманов в 1884 году в городе Омске. Был похоронен в семейной сагане, сложенной из силикатного кирпича. Могила по периметру была обложена прямоугольными мраморными блоками, служащими основанием железной кованой ограды с фигурными прямоугольными в сечении столбиками по уголам. В 1885 г. в изголовье перед оградой была установлена плита. «На могиле отца поставили мраморный памятник, обнесенный железной решеткой. Памятник выписали из Екатеринбурга, и его привез к нам в Аккелин сам мастер В.А. Свечников» ‑ писал об этом сын Мусы Садуакас Шорманов. На лицевой грани памятника есть тексты на русском языке и на казахском арабской графикой.

Сакральность места захоронения Мусы Шорманова заключается в народной памяти о его личности и деятельности. Муса Шорманов в памяти народа сохранился как уважаемый, достойный мурза, активное содействие которого дало возможность появлению целой плеяды ярких и выдающихся деятелей науки и культуры Казахстана.

Координаты объекта: 50°38'21.1"N 74°47'10.3"E

Литература

Горбунов С. Султан, этнограф, просветитель // Казахстанская правда, 2015, 13 июня.

Джаксыбаев С.И. Записки краеведа [Павлодарская обл.] – Павлодар: ЭКО, 2008. – 240 с.

Джаксыбаев С.И. Муса Шорман // Джаксыбаев С.И. Записки краеведа [Павлодарская обл.]. – Павлодар, 2008. – C. 45–100.

Джаксыбаев С. Муса Шорманов: к 190-летию со дня рождения // Звезда Прииртышья, 2008, 8 апреля.

Жақсыбаев, С. Данагөй // Егемен Қазақстан, 2014, 10 мамыр.

Ларионов Д. Муса Шорманов: просветительство как жизненный идеал // Регион. kz. 2013, 8 февраля

Рахимов Е.К. Муса Шорманов – общественный, государственный деятель и исследователь традиционной культуры казахов: автореф. дис. … кан. ист. наук: 07.00.02. – Томск, 2007. – 27 с.

Рахимов Е.К. Из этнографических записок Мусы Шорманова // Краеведение. – 2008. – № 4. – С. 119–122.

Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Павлодарская область. – Алматы: Аруна, 2010 – 600 с.

Шорманов М. Казахские народные обычаи. – Павлодар: ЭКО, 2005. – 126 с.

К. Батталов

Фото

01 Могила Мусы Шорманова на семейном кладбище. Фото Д. Умырзакова