Копейулы Машхур Жусуп, мавзолей. Находится на возвышенности, в 17–18 км к северу от аула Жанажол, в местности Ескельды (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.).

Машхур Жусуп Копеев (1858–1931) – видный казахский поэт, философ, летописец, этнограф, историк, просветитель, собиратель шежире и устного народного творчества. В пятилетнем возрасте обучился грамоте у местного муллы. Будучи очень способным мальчиком, уже в 7–9 лет наизусть исполнял народные лирико-эпические произведения «Қозы Көрпеш–Баян сұлу», «Ер Тарғын», «Төрт жігіттің өлеңі», восточные сказания и дастаны. Казахи очень почитали знания и талант Жусупа, слава о нем распространилась по всей Сарыарке, в связи с чем он получил имя «Машхур», что в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный». Поэт упоминает об этом в биографическом произведении:

Бес жаста «бісмілля» айтып жаздым хатты,

Бұл дүние жастай маған тиді қатты.

Сегізден тоғызға аяқ басқан күнде,

Мұса еді қосақтаған «Мәшһүр» атты.

15-тилетний Машхур Жусуп, обучаясь в медресе, занимается поэтическим творчеством, собирает образцы устного народного творчества, обучает детей. С целью получения знаний отправляется в Ташкент, Бухару, Туркестан, где изучает культуру, произведения видных ученых, мыслителей Востока. Говорил на арабском, персидском, русском языках. В 1888 г. впервые публикуются стихи и статьи поэта на страницах газеты «Дала уәлаяты». В 1907 году в Казани выходят в свет его произведения «Кому принадлежит Сарыарка», «Опыт, накопленный жизнью», «Положение», в которых автор затрагивает острые проблемы казахского общества. В 1905 г. выступает с открытой критикой царского манифеста. В результате подвергается гонениям со стороны царского правительства.

М.Ж. Копеев оставил за собой богатое культурное, историческое, научное наследие. Широко известны его произведения – дастаны «Гибрат-нама», «Гульшат-Шеризат», «Баян-нама», созданные по восточным мотивам. Широко распространение получили стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Письмо», «Матери». Он был известен как собиратель устного народного творчества и оставил богатый материал по генеалогии казахских родолеменных образований, в котором подробно характеризует происхождение родов, материалы по истории и культуре казахского народа. Из уст народных сказителей им записаны произведения Бухара жырау, Шортанбая, Шоже, также стихотворения Абая и Султанмахмута Торайгырова.

Всю жизнь М.Ж. Копеев посвятил просветительской деятельности. Обучал детей грамоте применяя новую методику и новый алфавит («усули жадит»), созданный на основе староарабской письменности. Его рукописи, написанные в арабской и латинской графике, хранятся в архивных фондах Алматы, Казани, Санкт-Петербурга, в фонде рукописей Центральной научной библиотеки НАН РК и Института литературы и искусства МОН РК. Некоторые научные материалы хранятся в личных архивах его потомков.

Несмотря на забвение в советский период видные ученые и просветители Аликей Маргулан, Жүсіпбек Аймауытов и другие видные казахские деятели стремились передать наследие М.Ж. Копеева подрастающему поколению, часто используя его сведения в своих работах. С момента обретения независимости богатое наследие М.Ж. Копеева стали изучать ученые различных отраслей науки: философы, историки, филологи. Среди них следует отметить Сарсенби Дауытова, Уалихана Калижана, Алмаса Шагырбаева, Досай Кенжетая, Сейфуддина Сутжанова, Айтмухамбета Трушева, также ученых из числа потомков славного предка – Куандыка Жусупова, Нартая, Лауру и Естая Жусуповых.

Согласно источникам, мавзолей М.Ж. Копеева строился при его жизни. Будучи человеком, обладавшим особым даром, он зная дату своей смерти за год поручил родным и близким строительство мазара, определив планировку, расположение комнат. Самое главное – его тело не должно было быть предано земле. В годы советской власти мазар был снесен, но, тело его сохранилось не тленным. В 2008 году к 150-летию М.Ж. Копеева был открыт комплекс. Рядом с мавзолеем находится музей. Музей в ауле Жанажол переехал в Ескелди в 2016 г.

Мавзолей находится на вершине, к нему ведут 73 ступени одной лестницы. Цифра символизирует годы жизни великого мыслителя. Комплекс находится под наблюдением потомков. Родной внук М.Ж. Копеева – Кажыман-ага шыракшы, читает молитву для всех паломников.

В настоящее время мавзолей является местом паломничества огромного количества людей из разных стран, что определяет важное сакральное значение культового объекта в сознании нашего народа.

Координаты объекта: 51°08'14.7"N 74°56'21.3"E

Литература

Көпеев М.Ж. Таңдамалы. Екі томдық. – Алматы: Ғылым, 1990. – 1-т. – 273 б.

Абай. Энциклопедия. (Бас ред. Р.Н. Нұрғалиев; ред. алқасы: З. Ахметов, Л.М. Әуезова, Б.Г. Ерзакович, т.б.). – Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» Бас редакциясы, «Атамұра» баспасы, 1995. – 720 б.

Аллаберген Қ. Орта жүз: Арғын – Айдабол тарихы. – Павлодар: ЖШС ҒПФ «Эко», 2015. – 1184 б.

Канапьянов К.Н. Поэзия М.Ж. Копеева и проблемы перевода. – Павлодар, 2013. – 140 с.

Культурная прогулка. Мавзолей М.-Ж. Копеева [Электронный ресурс]. URL: http://e-history.kz/ru/publications/view/3518 Дата обращения: 20.11.2017.

Павлодарское Прииртышье. Энциклопедия. – Алматы: ЭВЕРО, 2003. – 678 с.

К. Батталов