Копейулы Машхур Жусуп, мавзолей. Находится на возвышенности, в 17–18 км к северу от аула Жанажол, в местности Ескельды (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.).

Машхур Жусуп Копеев (1858–1931) – видный казахский поэт, философ, летописец, этнограф, историк, просветитель, собиратель шежире и устного народного творчества. В пятилетнем возрасте обучился грамоте у местного муллы. Будучи очень способным мальчиком, уже в 7–9 лет наизусть исполнял народные лирико-эпические произведения «Қозы Көрпеш–Баян сұлу», «Ер Тарғын», «Төрт жігіттің өлеңі», восточные сказания и дастаны. Казахи очень почитали знания и талант Жусупа, слава о нем распространилась по всей Сарыарке, в связи с чем он получил имя «Машхур», что в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный». Поэт упоминает об этом в биографическом произведении:

Бес жаста «бісмілля» айтып жаздым хатты,

Бұл дүние жастай маған тиді қатты.

Сегізден тоғызға аяқ басқан күнде,

Мұса еді қосақтаған «Мәшһүр» атты.

15-тилетний Машхур Жусуп, обучаясь в медресе, занимается поэтическим творчеством, собирает образцы устного народного творчества, обучает детей. С целью получения знаний отправляется в Ташкент, Бухару, Туркестан, где изучает культуру, произведения видных ученых, мыслителей Востока. Говорил на арабском, персидском, русском языках. В 1888 г. впервые публикуются стихи и статьи поэта на страницах газеты «Дала уәлаяты». В 1907 году в Казани выходят в свет его произведения «Кому принадлежит Сарыарка», «Опыт, накопленный жизнью», «Положение», в которых автор затрагивает острые проблемы казахского общества. В 1905 г. выступает с открытой критикой царского манифеста. В результате подвергается гонениям со стороны царского правительства.

М.Ж. Копеев оставил за собой богатое культурное, историческое, научное наследие. Широко известны его произведения – дастаны «Гибрат-нама», «Гульшат-Шеризат», «Баян-нама», созданные по восточным мотивам. Широко распространение получили стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Письмо», «Матери». Он был известен как собиратель устного народного творчества и оставил богатый материал по генеалогии казахских родолеменных образований, в котором подробно характеризует происхождение родов, материалы по истории и культуре казахского народа. Из уст народных сказителей им записаны произведения Бухара жырау, Шортанбая, Шоже, также стихотворения Абая и Султанмахмута Торайгырова.

Всю жизнь М.Ж. Копеев посвятил просветительской деятельности. Обучал детей грамоте применяя новую методику и новый алфавит («усули жадит»), созданный на основе староарабской письменности. Его рукописи, написанные в арабской и латинской графике, хранятся в архивных фондах Алматы, Казани, Санкт-Петербурга, в фонде рукописей Центральной научной библиотеки НАН РК и Института литературы и искусства МОН РК. Некоторые научные материалы хранятся в личных архивах его потомков.

Несмотря на забвение в советский период видные ученые и просветители Аликей Маргулан, Жүсіпбек Аймауытов и другие видные казахские деятели стремились передать наследие М.Ж. Копеева подрастающему поколению, часто используя его сведения в своих работах. С момента обретения независимости богатое наследие М.Ж. Копеева стали изучать ученые различных отраслей науки: философы, историки, филологи. Среди них следует отметить Сарсенби Дауытова, Уалихана Калижана, Алмаса Шагырбаева, Досай Кенжетая, Сейфуддина Сутжанова, Айтмухамбета Трушева, также ученых из числа потомков славного предка – Куандыка Жусупова, Нартая, Лауру и Естая Жусуповых.

Согласно источникам, мавзолей М.Ж. Копеева строился при его жизни. Будучи человеком, обладавшим особым даром, он зная дату своей смерти за год поручил родным и близким строительство мазара, определив планировку, расположение комнат. Самое главное – его тело не должно было быть предано земле. В годы советской власти мазар был снесен, но, тело его сохранилось не тленным. В 2008 году к 150-летию М.Ж. Копеева был открыт комплекс. Рядом с мавзолеем находится музей. Музей в ауле Жанажол переехал в Ескелди в 2016 г.

Мавзолей находится на вершине, к нему ведут 73 ступени одной лестницы. Цифра символизирует годы жизни великого мыслителя. Комплекс находится под наблюдением потомков. Родной внук М.Ж. Копеева – Кажыман-ага шыракшы, читает молитву для всех паломников.

В настоящее время мавзолей является местом паломничества огромного количества людей из разных стран, что определяет важное сакральное значение культового объекта в сознании нашего народа.

Координаты объекта: 51°08'14.7"N 74°56'21.3"E

Литература

Көпеев М.Ж. Таңдамалы. Екі томдық. – Алматы: Ғылым, 1990. – 1-т. – 273 б.

Абай. Энциклопедия. (Бас ред. Р.Н. Нұрғалиев; ред. алқасы: З. Ахметов, Л.М. Әуезова, Б.Г. Ерзакович, т.б.). – Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» Бас редакциясы, «Атамұра» баспасы, 1995. – 720 б.

Аллаберген Қ. Орта жүз: Арғын – Айдабол тарихы. – Павлодар: ЖШС ҒПФ «Эко», 2015. – 1184 б.

Канапьянов К.Н. Поэзия М.Ж. Копеева и проблемы перевода. – Павлодар, 2013. – 140 с.

Культурная прогулка. Мавзолей М.-Ж. Копеева [Электронный ресурс]. URL: http://e-history.kz/ru/publications/view/3518 Дата обращения: 20.11.2017.

Павлодарское Прииртышье. Энциклопедия. – Алматы: ЭВЕРО, 2003. – 678 с.

К. Батталов

 

Фото

01 Мавзолей Машхур Жусупа Копеева. Фото Е. Абеуовой

02 Мавзолей Машхур Жусупа Копеева. Могила выдающегося мыслителя. Фото Е. Абеуовой 

03 Мавзолей Машхур Жусупа Копеева. Интерьер. Фото Е. Абеуовой