Горы Калмаккырган (Калмаккырылган). XVIII в.

Находятся в Майском районе Павлодарской области, в 6–7 км на юго-запад от аула Акшиман. С XVIII века Калмаккырган отмечается в исторических преданиях казахов как место сражения казахов и жонгар за степи Сарыарки. До середины XVIII в. данный низкогорный массив назывался Серектас. В XIX в. наименование Калмаккырган окончательно утверждается в качестве топонима данного низкогорного массива в сознании населения Павлодарского Прииртышья и становится названием волости (Калмаккырылганской) в составе Павлодарского уезда.

В исторической науке есть нескольно версий относительно датировки сражения на Калмаккыргане. В разделе «История заселения уезда», подготовленного Алиханом Бокейхановым в четвертом томе «Материалов по киргизскому землепользованию...», встречаем следующие строки: «Внук младшего сына Айдабола, Олжабай батыр, служивший Аблай-хану, 160 лет тому назад, т.е. в 1730 году появился в Баянаульских горах. Олжабай здесь застал калмыков, которые после долголетней борьбы были отброшены киргизами на юг. Столкновения последних с калмыками в прикрашенном виде воспеты киргизскими импровизаторами «ахынами», которые изгнание калмыков всецело приписывают «храброму батыру Олжабаю и славному его хану Аблаю». Вечными памятниками упомянутой борьбы, разыгравшейся между киргизами и калмыками на территории Павлодарского уезда, остаются на верхнем течении р. Чиддерты в юго-западном углу уезда – сопка Чурчуткырган и на юго-востоке уезда гора Калмаккырган…. «Кырган», от глагола «Кырмак», означает зарезанный. «Чурчут-кырган» и «Калмак-кырган» в вольном переводе означают место поражения калмыков или бойня калмыков». Таким образом, по мнению А. Бокейханова, битва на Калмаккыргане была в начале 1730-х годов. Иного мнения придерживался Аликей Маргулан. Он предполагал, что сражение в Баянаульских горах, где погибает Жасыбай батыр, и разгром калмыков Олжабаем на Калмаккыргане произошли в 40-х годах XVIII века.

Очевидно, что низкогорный массив «Калмаккырган» стали ареной сражения в эпоху казахско-жонгарских войн. Главным действующим лицом казахского ополчения выступает Олжабай батыр, который мстит за смерть славного казахского батыра Жасыбая. В работе «История Сарыарки» известный знаток казахской истории Машхур Жусуп Копеев пишет: «Казахи в Сарыарке появились и завладели ею в эпоху немного раньше времен Абылай хана. Казахи не захватили свободные земли, у которых не было хозяина. Сражаясь с калмыками насмерть в эпоху батыров – Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая, каз дауысты Казыбека, Шакшакулы Жанибека, погибая, связав свою судьбу с военным образом жизни, «острием копья, силой плеча» добыли эти земли... сколько знатных батыров погибло от стрел врага!?... те, кому судьба указала на смерть умерли, те, кому приказала жить остались живы, в конце концов казахи сумели отбить эти земли. В Баянаульских горах есть «перевал Жасыбай», этот самый Жасыбай – известный казахский батыр, который погиб от стрелы врага, сражаясь с калмыками, на этом перевале похоронили батыра, поэтому перевал назвали «Жасыбай». В предгорьях Кызылтау есть местность «Калмаккырган» – это место последнего сражения казахов с калмыками. Услышав о гибели Жасыбай батыра, Олжабай батыр выступил с армией против калмыков, загнал их словно отару овец и вырезал поголовно, затем данную местность назвали «Калмак кырган». После этих событий калмыки Сарыарку больше не видели». В другой версии данной работы в качестве соратника Олжабай батыра в битве автор называет Баймурата, выходца из рода тортуыл.

В устной традиции казахов имеются сведения об участии и других казахских батыров в Калмаккырганской битве. Приведем отрывок из рукописи Жамал кожи:

Бекініп Серіктасқа қалмақ қолы,

Батырлар басқа жаққа кеткен бәрі.

Есітіп бұл хабарды келген дейді,

Бөгенбай, Олжабай мен Малайсары.

Батырдың не секілді бәрі барған,

Қан төгіп қазақ, қалмақ соғыс салған.

Айтуы бұрынғының рас болса,

Қалмақтан осы жолы көп олжа қалған.

Соғыста қолға түскен Құба мерген,

Қалмақтың батырлары көп қырылған.

Серіктас деген атты қалдырысып,

Аталып Қалмаққырған содан қалған.

Калмаккырган, как и другие известные места сражений эпохи казахско-жонгарских войн, является объектом уникальной исторической памяти казахского народа, выдающимся природным памятником, насыщенным историческими преданиями. Значимость Калмаккыргана как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов Среднего жуза Калмаккырган ассоциируется как место последнего сражения, где решалась судьба всей Сарыарки.

Координаты объекта: N = 50°44'34.2"N 76°41'02.0"E

Литература

Аллаберген Қ. Он сан Орта жүзге ұран болған Ер Олжабай // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.-практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 34–38-бб.

Век казахско-джунгарского противостояния / Под. ред. Е.М. Арын, отв. ред. Ж.О. Артыкбаев; сост. Н.Е. Кузембаев. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. – 274 с.

Еңсебаев Т.А. Павлодар өңірінің тарихы туралы очерктер / бас ред. А. Нухұлы. – Павлодар: Павлоар мемлекеттік педагогикалық институты, 2017. – Т. 1 – 188 б.

Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Сарыарқа тарихы (1, 2, 3 нұсқа) // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006. – 8 т. – 264–290-бб.

Тұрышев А.Қ. Мәшһүр-Жүсіп шығармасындағы «Олжабай » батыр бейнесі // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.-практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 38–44-бб.

К. Батталов

Фото

01 Горы Калмаккырган. Вид с севера. Фото Максата Айтпаева

02 Низкогорный массив Калмаккырган. Вид с запада. Фото Максата Айтпаева 

03 Скальные гранитные отложения в горах Калмаккырган. Фото Максата Айтпаева