Исабек ишан, мавзолей. ХІХ вв. Находится в 70 км от г. Экибастуз Павлодарской области, в 15 км к ЮЗ от села Акколь. Данный сакральный объект представляет собой комплексное сооружение, состоящее из мавзолея, мечети и дома паломников.

Исабек ишан хазрет (1792–1871) религиозный деятель XIX в., потомок первых миссионеров ислама, философ, просветитель, наставник знаменитого Машхур Жусупа Копеева. Принадлежит к особой социальной группе казахского общества, был представителем рода «кожа», традиционно считающихся потомками арабских миссионеров ислама. Родословная Исабек ишана называет имена деда хазрета Акку ишана и отца Мурат ишана. Исабек ишан происходил из известного на всю степь рода Саид-кожа, населявшего южные регионы страны. Отец Исабека, Мурат ишан, был первым, кто поселился в Сарыарке в конце XVII века в возрасте 20–21 лет. С представителями рода «кожа» связывалось распространение ислама в степи. Представители этого рода получали прозвище к имени «ишан».

Согласно определению в исламском толковом словаре, ишан это почетное прозвище суфийского наставника в Средней Азии. Обычно ишан жил в обители, получая пожертвования, почитавшего его как святого. Звание ишан часто было наследственным. Ишан иногда становились во главе вооруженных выступлений против царских властей в Туркестане в ХІХ в. Ишаны пользовались высоким авторитетом в казахской степи. Как отмечал известный путешественник Армени Вамбери в своих дневниках: «Ортодоксальное мусульманское духовенство – улемы кичатся званием толкователей писания, но в соперничестве с ишанами, облечёнными в мистическую тайну, они всегда проигрывают. Суеверного жителя Средней Азии труднее привлечь книгой, без которой он всегда обходится, чем волшебным заклинанием и внешней обрядностью. Без учёного и мало учёного муллы в Средней Азии обходятся легко, но фатиха (благословение) или дыхание даже совершенно безграмотного ишана составляют для него талисман и в кибитке, и в пустыне, и разбойном набеге, и на пастбищах».

Исабек ишан родился в селе Акколь (ныне Экибастузский р-н, Павлодарской обл.). С малых лет проявил тягу к учебе и интерес к религиозному обучению. В детстве обучился грамоте в медресе. Образование получил в Бухаре. В начале ХIХ века он открыл медресе в Акколь–Жайылме, построил мечеть, где осуществлял проповедческую, религиозную деятельность среди казахов Среднего жуза. Исабек ишан был уважаемым богословом в казахской степи. С его помощью многие верующие Баянаульского региона совершили хадж в Мекку. Народная молва приписывала ему многочисленные способности. К примеру, имеется легенда среди казахов, что однажды Исабек ишан, во время чтения молитвы, заземлил стаю пролетавших мимо лебедей. Слагались легенды о его особых способностях. Известный религиозный деятель Садуакас Гылмани, с которым ишан был в тесной связи и вел переписку, писал об особом даре целительства Исабек ишана, приводя в пример то, как он одним прикосновением ладони своей руки ко лбу разъяренного от бешенства человека мгновенно излечил его от болезни. Также народные предания приписывают Исабек ишану дар предвидения, умение прорицать будущее потомкам. Люди со всех концов казахской степи старались встретиться с ним, отдать дань уважения. Впоследствии народ причислил его к «әулие»к святым. Машхур Жусуп Копейулы в своих произведениях среди всех ишанов того времени особо выделяет Исабек ишана. Известно жоктау – слова скорби Машхур Жусупа Копейулы, посвященное Исабек ишану, где воспевается утрата в связи с кончиной выдающегося хазрета, наставника:

«Медресе там қасына, мешіт салған,

Бұйырып топырағы сонда қалған.

Ғылым хал, Ғылым қалды білген тамам,

Айырған хақ пен бүтіл, халал, харам-

Ғылымдарды қойылған көңіліне,

Жігіттер, бар ма енді ондай адам?»

Мавзолей Исабек ишан хазрета представляет собой комплексное сооружение, в которое входят два мавзолея из белого камня, мечеть и дом для паломников. В трехкупольном мазаре были захоронены сам Исабек Хазрет, его единственный сын Нурмухамед и младший брат Мухаммед Нияз. Однокупольный мазар был возведен на месте захоронения потомка Исабека Ишана – святого Жандарбека кожа. Оба мавзолея высотой в девять и семь метров из белого камня. На месте, где прежде располагалась построенная Исабеком Ишаном белая мечеть, возвели новую мечеть. Ворота в виде арки выполнены в бухарском стиле как напоминание о старинном городе, где в середине XVIII в. учился Исабек Ишан.

В настоящее время мавзолей Исабек ишан хазрета является сакральным объектом, имеющим важное историко-культурное значение. В синкретическом сознании казахов могила Исабек ишана является святым местом, место, где аруах хазрета может помочь справиться с бедами и недугами, и по сей день к могиле знаменитого аулие съезжаются огромное число людей со всех регионов страны.

Координаты объекта: 52°15'22.5"N 74°55'33.4"E

Литература

Әміренов Ә.Д. Мәшһүр Жүсіп Көпеев шығармаларындағы Исабек ишан тұлғасы // Вестник ПГУ. Сер. филол. – 2013. – № 1. – С. 38–48.

Боранбаева А. «Ишан» сөзі қандай мағына береді? // Ана тілі. – 10 марта. – 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://anatili.kazgazeta.kz/?p=35861 Дата обращения: 19.11.2017.

Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. – М.: ИВЛ, 2003. – 319 с.

Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь.Ростов на Дону: Феникс, 2009.266 с.

Мәшһүр Жүсіп Көпейүлы. Шығармалары. 20-тт. – Павлодар: ЭКО, 2003. – 1 т. – 436 б.

Мәшһүр Жүсіп Көпейүлы. Шығармалары. 20-тт. – Павлодар: ЭКО, 2006. – 9 т. – 366 б.

Мундуинов Е. Жандарбек қожа және имандылық рухын (шапағатын) таратқан әулиелер // Өлкетану. – 2006. – № 2. – 50–55-бб. 

К.Батталов

Фото

01 Мавзолей Исабек ишан хазрета. Фото Е. Абеуовой

02 Мавзолей Исабек ишан хазрета. Фото Е. Абеуовой