Жаяу Муса Байжанов, мазар. ХХ в. Памятник находится примерно в 10 км к западу от аула Мурынтал (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.).

Известный казахский народный композитор, акын и певец Жаяу Муса Байжанулы родился в 1835 г. близ озера Жасыбай. Он с детства слушал посещавших родной аул певцов и кюйши. Знакомился с исполнителями народной музыки, впитывал особености игры на различных инструментах. Домбра, кобыз, сырнай служили прекрасным дополнением при его виртуозном исполнении произведений народных певцов. К тому же он владел игрой на гармони. В народе популярны его песни «Толгау», «Плач узника», «Девушки Казани», «Тұрымтай», «Құлбай», «Шолпан», «Сапар», «Хаулау», «Сұрша қыз» и другие. Одно из известных произведений Жаяу Мусы – песня «Гаухар қыз». В нем прослеживается влияние музыкального творчества Акана-серэ и Биржана. Особый интерес представляет история знаменитой песни «Ақсиса» («Белый ситец»). Песня ярко характеризует социальный антогонизм общества того времени, поднимает насущные проблемы казахского общества. Согласно преданиям, Муса, сын бедняка и простолюдина, отличался свободным нравом и стремлением к независимости, свойственному степняку-кочевнику, не приклонял головы перед знатью. Сыновья Шормана Муса и Мустафа, находившиеся у власти в Баянаульском регионе, решив проучить его, отобрали единственную лошадь. Известны их слова: «Не бывать в одном ауле двум с именем Муса. Отныне твое имя будет «Жаяу Муса». По этому поводу А.В. Затаевич в примечаниях к своей книге «1000 песен казахского народа» писал следующие строки: «Жаяу Муса – известный казахский певец и слагатель песен (акын) рода Айдабол в Баянаульском районе Павлодарского уезда Семипалатинской губернии прозван «пешим» потому, что по бедности слонялся со своим искусством по степи пешком, что для казаха, прирожденного всадника, считается последним делом». Жаяу Муса прожил 94 года и умер в 1929 г.

Песни Жаяу Мусы по содержанию наполнены критичными наблюдениями, сатирой, баснями, которые органично переплетаются с острыми проблемами общества – тяжелой женской долей, свободолюбием, неразрешенными социальными вопросами. В его произведениях есть место и лирике, как любовной, так и гражданской. Произведения его многоплановы и идейны. В них можно проследить богатую музыкальную палитру. Во время учебы в городе он имел возможность познакомиться с музыкальной традицией различных народов. Так, в его песнях прослеживается влияние известных акынов и жыршы Жанака, Тубека, Токсанбая, Жанабая и других. Но, вместе с тем, от других казахских композиторов Жаяу Мусу отличает то, что в его произведениях слышатся также мотивы татарских и русских мелодий, в его творчестве органично гармонируют также и татарская и русская культуры.

Рукописи дневниковых записей Жаяу Мусы хранятся в архивах Алматы, Омска, Санкт-Петербурга, Казани. Музыкальные иструменты, принадлежавшие Жаяу Мусе, находятся в фондах Центрального государственного музея Республики Казахстан. А.К. Жубановым, А.В. Затаевичем, Б.Г. Ерзаковичем сделаны нотные записи песен и кюев Жаяу Мусы. Произведения Жаяу Мусы звучат в операх «Ер Таргын», «Бижан и Сара», «Кыз Жибек». Жизненному пути композитора посвящен роман «Жаяу Муса» Зейтина Акишева.

Место погребения Жаяу Мусы исследовано в 1976 г. сотрудниками Павлодарского областного историко-краеведческого музея, затем в 2008 году изучением объекта занималась экспедиция отдела Свода НИПФ РГП «Казреставрация» под руководством Г.М. Камаловой. Могила Жаяу Мусы расположена на небольшой возвышенности в живописной холмистой местности в урочище Акшокы. В 1972 г. над могилой композитора было сооружено надгробие в виде миниатюрной юрты типа абылайша высотой 2,7 м. Оно представляет собой цилиндрическое надгробие с шатровым куполом. Купол увенчан металлическим фигурным шпилем с полумесяцем. На цилиндрической основе установлен барельеф Ж.М. Байжанова с передачей портретного образа и овальная металлическая пластина с надписью. Могила огорожена ажурной металлической оградой, укрепленной на бетонном цоколе.

Богатое духовное, музыкальное наследие Жаяу Мусы, его влияние на формирование современной казахской культуры стало основой для определения его могилы в качестве сакрального объекта региона. Произведения композитора пользуются широкой популярностью среди казахов. Почитание наследия Жаяу Мусы, посещение места его захоронения являются неотделимыми элементами современной сакральной культуры области.

Координаты объекта: 50° 17' 16,3" с. ш., 075° 05'47,8" в. д. 

Литература

Ақышев Зейтін. Жаяу Мұса. Роман. – Алматы: Жазушы, 1990. – 416 б.

Жубанов А. Соловьи столетий. – Алма-Ата: Жазушы, 1967. – 408 с:илл.

Жұбанов А. Қазақ композиторларының өмірі мен творчествосы. / Классикалық зерттеулер сериясы. Бас ред. Б.Т. Жұмағұлов ; жауап.ред. С.Ə. Күзембай ; жауап.шығ. А.Ж. Қазтуғанова; құраст. Х.И. Домуллаева. – Алматы: Əдебиет əлемі, 2012. – Т. 2. – 404 б.

Павлодарское Прииртышье. Энциклопедия. – Алматы: ЭВЕРО, 2003. – 678 с.

Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Павлодарская область. – Алматы: Аруна, 2010 – 600 с.

К.Батталов

 

Фото

01 Могила Жаяу Мусы в урочище Акшокы. Фото Д. Умырзакова

02 Барельеф с передачей портретного образа Жаяу Мусы. Фото Д. Умырзакова