Жасыбай батыр, место захоронения. XVIII в. Данный сакральный объект находится в 5 км на СЗ от аула Баянауыл (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Объект представляет собой могильную насыпь из камней, обведенную прямоугольной кирпичной кладкой небольшой высоты с установленной у изголовья гранитной плитой с надписью.

Жасыбай Омирулы являлся одним из видных батыров-защитников казахского населения Сарыарки во время казахско-джунгарских войн. Батыр является представителем рода Бесен объединения Басентиін племени Аргын. По преданиям, отец Жасыбая - Омир был известным своей справедливостью бием. Мать батыра приходилась сестрой знаменитого Олжабай батыра из племени Канжыгалы. Жасыбай батыр среди казахов прославился как «мерген» - меткий стрелок и «жауырыншы» - предсказатель, гадатель на бараньей лопатке.

Рассказы о Жасыбай батыре сохранились в трудах Шокана Уалиханова, Машхур Жусупа Копеева, в работе Николая Коншина и в историческом эпосе «Ер Жасыбай», записанной Алекеем Маргуланом. Могила Жасыбай батыра была обследована в 2008 году экспедицией отдела Свода НИПФ РГП «Казреставрация» под руководством Г.М. Камаловой.

Описывая события XVIII века в Баянаульских горах, Николай Коншин дает следующую картину: «Жасыбай жил в те далекие годы, когда  казахи вытесняли из Баянаульского края живших там калмыков. Это был известный батыр, не раз наносивший поражение врагам. Однажды по поручению главного предводителя казахов Олжабая, Жасыбай должен был с небольшим отрядом удержать в горах калмыцкого хана с тысячью тысяч калмаков. Битва была страшная, и Жасыбай оказывал чудеса храбрости, пока его не ранил на смерть калмыцкий хан, попав пулей в незакрытую саутом (кольчугой) шею Жасыбая. Когда потом стали снимать с мертвого Жасыбая этот саут, из него встрясли тысячи пуль... Дрогнули казахи, но в это время к месту битвы подоспел Олжабай, и ущелья огласились криками калмыков, просивших пощады. Но Олжабай ответил их хану, что все они не стоят мизинца убитого Жасыбая, и велел своим воинам бить калмыков без всякой пощады. Калмыки бежали и на далекое расстояние их путь оказался потом усеяным мертвыми телами».

Народные предания, зафиксированные Машхур Жусупом в работе «Олжабай и Жасыбай», повествуют несколько иной ход событий, отличающийся от версии Н. Коншина. В годы великого бедствия – Актабан Шубырынды род Басентиин переселился в Баянауыл и остался целым от набегов. Узнав об этом, Олжабай батыр приводит свой род Суйиндик в Баянауыл из района гор Улытау и Каратау. Именно в это время в Сарыарке усиливается джунгарская угроза, враги ведут активную борьбу за Сарыарку. Узнав о приближении врага, многие аргынские рода покидают Баянауыл и переходят через Иртыш на правобережье. В Баянаульских горах остаются только Олжабай и Жасыбай батыры. Легенды повествуют о камне «Ту тиккен», где батыры после долгого соперничества решили действовать вместе. Батыры пришли к общему мнению о том, что перевал на Шойындыколе будет защищать Жасыбай, а перевал возле озера Торайгыр – Олжабай.

Поджидая врага, Жасыбай залез на свой караульный камень и стал гадать на бараньей лопатке. Батыр увидел калмыков, добравшихся до гор Кызылтау. На калмыкской стороне также был жауырыншы и они с Жасыбаем сумели увидеть друг друга. Калмыки, узнав Жасыбая, гадающего на бараньей лопатке, решили применить хитрость. «Через лопатку гадателя-мергена не видно головы лошади, видна лишь передняя лука седла воина. Поэтому седлайте спешно лошадей. Седлайте задом наперед, пусть батыр думает, что мы отступаем» - такова была задумка калмыков. Когда батыр снова взошел на дозорный камень и стал смотреть через лопатку, то он увидел отступающих калмыкских воинов. Батыр сделал роковой вывод о том, что калмыки решили уйти из Сарыаркинских степей, и ослабил дозор. Тем временем, всю ночь калмыки шли в сторону Баянаульских гор и застали спящих воинов Жасыбая. Калмыки решили устроить засаду Жасыбаю на его караульном камне. Здесь его поджидали 30 калмыкских метких стрелков. Когда ничего не подозревавший батыр взобрался на свой камень, калмыки в него пустили пули и убили.

Узнав о нападении калмыков на отряды Жасыбая, Олжабай со всем своим ополчением спешно направился к месту битвы. Калмыков казахские отряды застали врасплох. Началось массовое побоище калмыков, как описывают народные предания «Олжабай резал врагов, словно волк загнанных овец». Когда к Олжабаю обратился Баймурат батыр из рода Тортуыл с просьбой оставить калмыков для пленения, то Олжабай ответил «Я не отомстил даже за мизинец Жасыбай батыра». Это показывает степень уважения славного полководца, проявленного к Жасыбай батыру.

После победы над джунгарами, озеро, около которого произошло сражение, стали именовать Шойындыколь. Причину такого наименования раскрывает М.Ж. Копеев: «Так как возле озера осталось большое количество посуды, которой пользовались калмыки, это озеро стали именовать Шоиндыколь». Позже озера стали именовать «Жасыбай» в честь подвига батыра.

Дальнейшие боевые действия смещаются из Баянаульских гор на восток, где в местности Серектас (горы Калмаккырган) Олжабай батыром были разгромлены остатки калмыкских войск. После этих славных побед, как отметил Машхур Жусуп, «калмыки о Сарыарке не думали и не ступали в эти степи».

Большим вопросом остается датировка событий, связанных с противостоянием и разгромом калмыков в Баянаульских горах. В четвертом томе «Материалов по киргизскому землепользованию...», встречаются следующие строки: «Внук младшего сына Айдабола, Олжабай батыр, служивший Аблай-хану, 160 лет тому назад, т.е. в 1730 году появился в Баянаульских горах. Олжабай здесь застал калмыков, которые после долголетней борьбы были отброшены киргизами на юг. Столкновения последних с калмыками в прикрашенном виде воспеты киргизскими импровизаторами «ахынами», которые изгнание калмыков всецело приписывают «храброму батыру Олжабаю и славному его хану Аблаю». Иного мнения придерживался ученый, академик А.Х. Маргулан, который полагал, что сражения в Баянаульских горах, где погибает Жасыбай батыр, и на Калмаккыргане произошли в 40-х годах XVIII века.

Транслятор народных преданий и легенд Машхур Жусуп отмечает, что «самого Жасыбая похоронили у дороги через перевал к озеру, поэтому перевал стали именовать «Жасыбай асуы»». В другой работе «История Сарыарки» Машхур Жусуп Копеев пишет следующие строки: «В Баянаульских горах есть «перевал Жасыбай», этот самый Жасыбай – известный казахский батыр, который погиб от стрелы врага, сражаясь с калмыками, на этом перевале похоронили батыра, поэтому перевал назвали «Жасыбай»».

В 2005 г. потомками Жасыбай батыра на могиле установлена плита, об этом свидетельствует надпись внизу на фасадной ее стороне. Вверху погрудное изображение батыра, под ним в фигурной рамке на белом фоне надпись: «Жасыбай батыр. ХVIII ғасыр» и эпитафия на казахском языке. Плита установлена на прямоугольное в сечении основание вдоль его продольной оси. Материалом плиты и основания был выбран черный гранит.

Народные предания гласят о важной роли Жасыбай батыра в организации отпора джунгарам в борьбе за Сарыаркинские степи. Благодаря мужеству и самоотверженной борьбе таких знаменитых героев казахского народа как Жасыбай, казахи сумели отстоять современную территорию Казахстана. Значимость могилы Жасыбай батыра как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов является важным свидетельством героизма славного сына казахского народа в эпоху казахско-джунгарской войны.

Координаты объекта: N = 50“ 48'01,9" с. ш., 075“ 37' 31,3" в. д.

Литература

Еңсебаев Т.А. Павлодар өңірінің тарихы туралы очерктер / бас ред. А. Нухұлы. – Павлодар: Павлоар мемлекеттік педагогикалық институты, 2017. – Т. 1 – 188 б. – Б. 92.

Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Сарыарқа тарихы (1, 2, 3 нұсқа) // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006. – 8 т. – Б. 264–290.

Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Олжабай және Жасыбай // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006. – 9 т. – 366 б. – Б. 127–130.

Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Павлодарская область. – Алматы: Аруна, 2010 – 600 с. – С.274.

Век казахско-джунгарского противостояния / Под. ред. Е.М. Арын, отв. ред. Ж.О. Артыкбаев; сост. Н.Е. Кузембаев. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. – 274 с.

Павлодарское Прииртышье. Энциклопедия. Под редакцией Е.М. Арына. – Павлодар: Эверо, 2003. – 678с. – С. 246, 265.

Благодатная земля (несказочная проза Баянаула). Сост.: А. Д. Цветкова, А. А. Садыкова. – Павлодар: ЭКО, 2013. – 115 с.

Цветкова, А. Д. Благодатната земя на Казахстан : (предания и легенди за Баянаул). - София: ПАМ Паблишинг Компани ООД, 2010.-127 с.

Бабалар сөзi Тарихи жырлар : [Ер Жасыбай; Жидебай батыр; Олжабай батыр; Райымбек батыр; Өтеген батыр; Мырқы батыр; Жәнiбек батыр]. – Астана: Фолиант, 2010. - 399 б.

Жақсыбаев С. Жасыбай батырдың тегі кім? // Шаһар. – 2013. – 25 қаңтар – Б. 6.

Б. Бөжен. Жасыбай батыр // Сарыарқа самалы. – 2015. – 2 шілде. – Б. 5.

К. Батталов

Фото

Могила Жасыбай батыра. Фото Виктора Мерца