Естай Беркимбаев, мавзолей. ХХ в. Памятник находится в ауле Естая (бывшее село Ынтымак) в Актогайском районе Павлодарской области. Объект представляет собой архитектурное сооружение в виде мавзолея из кирпича, установленное над могилой Естая Беркимбаева.

Естай Беркимбаев (1874–1946) – известный композитор, певец, акын, импровизатор, продолжатель традиций народного музыкального искусства. Родился в ауле Акколь (ныне Экибастузский р-н, Павлодарская обл.). В 16 лет прославился как талантливый исполнитель. Широко известны в народе его песни «Майда коңыр», «Жай коңыр», «Еркем», «Сандуғаш», «Дүние-ай», «Юран», «Қаракөз» и другие. Их отличает не только глубокое лирическое содержание, но и мелодичность, художественное совершенство. Вершиной его творчества является произведение «Хорлан». Песня принесла ему широкую известность и поставила в один ряд с классиками казахской песни. Согласно преданиям, в песне воспета драматическая любовь акына к девушке по имени Хорлан:

Есть одна девушка в Маралды Корлыгайын

Природа одарила ее и солнцем и луной

Заветной цели достигает не каждый, кто ищет

Увы, мечт много у меня, что поделать

О любви Естая к Корлан рассказывается в поэме М. Алимбаева «Естай – Корлан». Мелодия песни была использована в операх «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Ер Таргын» Е.Г. Брусиловского. По словам А. Жубанова, песня «Хорлан» является шедевром казахского песенного творчества. Форма, композиция, музыкальное развитие, мастерская отделка определяют произведение как уникальное явление в народном творчестве. Тема природы и человека является основной в произведениях Естая Бекимбаева. Традиционное возвышенно-утонченное видение природы кочевого казахского народа было характерно для творчества акына. Как отмечает Т.Б. Каримов, образ Естая Беркимбаева «рожден духом номадической цивилизации и неприемлем для поэзии иных народов», что объясняется эпическими традициями тюркских народов, почитанием мира животных и наделением их божественными сакральными чертами. Так он сравнивал себя с соловьем, счастливо распевающим трели ранним утром и тарланом – в метафорическом значении – могучим, мощным зверем, показателем скрытой мощи в тюркской культуре. Творчество известного Естая Беркимбаева глубоко изучено А. Жубановым. Ему посвящена поэма К. Аманжолова «Хорлыгайын», а также современные исследования Т.Б. Каримова.

Мавзолей, посвященный народному композитору Естаю Беркимбаеву, датирован 1969 г. Сегодня мавзолей является памятником республиканского значения. В разные годы к делу изучения были привлечены археологи, краеведы, специалисты. Так, в 1976 г. его изучали сотрудники Павлодарского областного историко-краеведческого музея, а в 1980 г. сотрудники института «Казреставрация». Экспедиция отдела Свода НИПФ РГП «Казреставрация» (Г.М. Камалова) проводила исследовательские работы в 2008 году. Архитектурное сооружение является уникальным в своем роде. Над могилой Естая Беркимбаева возведен портально-купольный мавзолей. Для сооружения использован силикатный кирпич. Фасад характеризуется высоким порталом с небольшим выносом полуциркульным арочным входным проемом с двумя нишами, заполненными фигурной кладкой, над нишами – по медальону. На боковых фасадах расположены ниши пошире, в центре которых световые проемы со стрельчатым завершением. Карниз двухступенчатый, профилированный. Внутри мавзолея надгробие, облицованное плитами ракушечника. В его изголовье установлена стела из розового полированного гранита. Стела установлена на трехступенчатое основание. На лицевой грани в небольшой нише барельефное изображение акына с передачей портретных черт, ниже – эпитафия и изображение лиры, домбры и орнаментального мотива. Необходимо отметить, что изначально мавзолей был другим. Первоначально на могиле была установлена плита, углы которой сверху были срезаны под углом, а по периметру располагалась рамка из двух контурных линий. Внутри рамки в верхней части пятиконечная звезда, ниже текст с надписью «Халык акыны Беркімбай улы Естай 1874–1946 жылы 72 жасында кайтыс болды. Руы Канжыгалы ішінде Алмашы». Внутри мавзолея у надгробия находится надпись «Халык акыны Беркімбай улы Естай 1874–1946 ж. 72 жасында кайтыс болды. Руы Канжыгалы ішінде Алмашы». Плита в настоящее время находится внутри мавзолея, у надгробия.

Сакральное значение мавзолея Естая Беркимбаева заключается в том богатом, разнообразном духовном, поэтическом и музыкальном наследии, которое он оставил за собой. Наследие славного акына и композитора Естая Беркимбаева обогатило духовную культуру и музыкальные традиции казахского народа. Многие его произведения пользуются всенародной любовью и славой. Признание и уважение народа к творчеству Естая выражается сохранении и почитании его памяти и посещении места его захоронения, что определяет его сакральность в сознании народа.

Координаты объекта: 52 5 1 '5 8 ,8 " с. ш., 76 18'14,8" в. д.

Литература

Естай (мақалалар, естеліктер, зерттеулер, поэмалар, арнау-өлеңдер). – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2002. – 232 б.

Жубанов А. Соловьи столетий. – Алма-Ата: Жазушы, 1967. – 408 с: с илл.

Каримов Т.Б. Природа и человек в песенном искусстве Биржан-сала и Естая Беркимбаева // Вестник ПГУ. Сер. педаг. – 2010. – № 2. – С. 67–73.

Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Павлодарская область. – Алматы: Аруна, 2010. – 600 с.

К.Батталов

 

Фото

Могила Естая Беркимбаева. Фото Е. Абеуовой