Акколь–Жайылма, регион. Расположен в междуречье нижнего течения рек Оленты и Шидерты (Экибастузский р-н, Павлодарская обл.). Акколь–Жайылма представляет собой специфический субрегион для степной Сарыарки, выделяется богатой природой. Низина, заливающаяся весной речками Оленты и Шидерты, обеспечивает сочную и густую растительность для домашних животных.

О данном регионе сведения встречаются в рукописях Машхур Жусупа Копеева. Машхур часто пишет об Акколь–Жайылме в контексте земли, где обосновались святые личности. Изучение Акколь–Жайылма связано с именами этнологов Ж. Артыкбаева, А. Жанисова, историка Г.Б. Нурахметовой, изучением комплекса Аулиеколь занимался археолог Т.Н. Смагулов. Материалы по региону были отражены в публикациях и СМИ.

Топоним Акколь–Жайылма часто встречается в трудах М.Ж. Копеева и в народном эпосе «Козы Корпеш – Баян Сулу», в легенде об Алтае, описание региона имеется в «Материалах по киргизскому землепользованию». Регион представлен историческим наследием различных эпох. В «Материалах по киргизскому землепользованию» по данному региону даются следующее топографическое описание: «В районе имеется несколько пресных озер, особенно в южной его части, где кончаются реки Уленты и Чиддерты и откуда берет начало р. Джалаулы, впадающая в озеро того же имени. Эта местность, носящая в южной своей части название «Аккуль», а далее на север «Джаильма» представляет обширную низину, весной заливаемую на много верст водою, которая держится в течении 15–20 дней. После спада вод на этой площади остается много карасу, мелких озер, притоков, значительная часть которых к концу лета пересыхает».

Данные современных археологических раскопок подтверждают тезис о том, что Акколь–Жайылма имел важное культурно-историческое значение. В 2004 г. на берегу озера Акколь (Аулиеколь) в 2 км от аула Каражар внутри старого казахского кладбища были найдены остатки мавзолея. Объект датируется XIV в. Является одним из крупнейших в регионе. Погребения совершены по мусульманской традиции с элементами доисламских ритуалов, характерных для захоронений XIVXVI вв. Черты ислама просматриваются в западной ориентировке, наличии деревянных гробов, незначительном присутствии сопроводительного инвентаря, отсутствии следов жертвенной пищи, культа огня и других признаков. Орда-базар средневекового властителя состоял из всей необходимой инфраструктуры: от духовенства, лекарей, ремесленников, прислуги, охраны до торговцев.

Ж. Артыкбаев приводит сведения арабского купца Хасана ар-Руми, где утверждается о существовании небольшого городка Акколь: «На самом деле я встретился с астрономом Масудом во время намаза. Мы исчислили ее посредством астрономических инструментов и нашли, что она длится 4,5 часа с небольшим. Мы узнали, что в Дешт-и Кипчаке есть места, где самая короткая ночь. Например, в маленьком городке Акколь самая короткая ночь длится три с половиной часа, то есть короче Булгарской ночи на один час». Однако, до сих пор существенного подтверждения о существовании городского поселения в регионе Акколь–Жайылма не имеется. Свидетельством развитости товарно-денежных отношений на данной территории, являются находки золотоордынских монет, найденные в результате археологических раскопок. Всего на Аулиеколе нашли около 8000 артефактов. Найденные печи для обжига доказывают развитие ремесленного дела. Прикрепленные к колесу для зачерпывания воды в реке сосуды-чигири дают основание полагать о развитии поливного земледелия. О развитии рыболовства утверждают изображения рыб на кирпичах и керамические грузила для сетей. Таким образом, археологический комплекс Аулиеколь доказывает значимость региона в качестве летней орды правителей ордынского периода (XIVXV вв.). Появление целого комплекса культовой инфраструктуры тесно связывают с активным распространением исламских традиций среди степной элиты.

Ж. Артыкбаев считает, что Акколь–Жайылма стал политическим центром династии правителей Ак Орды, а затем и Кок Орды. По мнению ученого, регион стал центром летних ставок потомков Шибана. В целом, следует отметить допустимость таких версий. Достоверно известно, что в XIII в. Прииртышье вошло в улус старшего сына Жошы/Джучи – Орда Ежена. Святость, придаваемая местности в народных преданиях, может быть связана с установлением исламских традиций среди чингизидов и возведением мусульманских мавзолеев степной элиты. Следует отметить, что казахи часто придавали сакральное значение местам, связанным с чингизидами. Чингизидам приписывали покровительство небес и подчеркивали их святую избранность (киелілік). Например, в преданиях часто говорится о святости (киелілігі) и избранности (құтты) Абылай хана. В определенной степени это связано с доисламскими верованиями в избранности вечным небом (тәңір құты қонған).

К XVIIIXIX вв. укрепляются традиции почитания региона Акколь–Жайылма в качестве сакральных земель. Это было связано с деятельностью выдающихся личностей – проповедников ислама. В XIX в. о святости земель вокруг озера Акколь пишет известный знаток края Машхур Жусуп Копеев:

«Из этого мира ушли и добрые, и злые,

Однако, из за одного потеряли мы покой,

Расскажу вам об одном самородке

Населявшего святые Аккольские земли»

Эти строки Машхур Жусуп посвятил выдающему проповеднику ислама Исабек ишан хазрету. Значение Акколь–Жайылмы в качестве сакрального региона связано с плеядой выдающихся ишанов и хазретов, имеющих происхождение из асыл суйек ‑ «кожа». В регионе расположены мавзолеи потомков первых миссионеров ислама в Павлодарском Прииртышье Исабек ишана Хазрета, Жандарбек кожи, памятник Туйте аулие. Значимость, придаваемая казахами региону в качестве одного из политических центров Казахского ханства, подтверждается письмами русских офицеров. В начале XIX века в Акколь–Жайылме был избран ханом Среднего жуза Бокей, сын Барак султана. На Акколь–Жайылме были собраны видные султаны и родоправители. Начальник Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенант Глазенап пишет султану Шаншару Султанмамедулы следующие строки: «Благодарю Вас покорнейше, почтеннейший султан, за усердие Ваше, причем нужным считаю вас не оставить своим приездом к 30 числу мая на озеро Джайылму для бытия при церемониале хана Букея, на котором я сам предполагаю присутствовать».

В сознании населения этих мест регион Акколь–Жайылма представляет собой святую землю, с богатыми историческими, духовными традициями. Многочисленные сакральные объекты, расположенные на данной земле, стали местами массового посещения.

Координаты объекта: 52°20'40.4"N 75°02'59.9"E 

Литература

Ақкөл–Жайылма:[деректі публицистикалық шығарма]. Ред. Е.М. Арын. – Павлодар: ЭКО, 2012. – 308 б.

Артықбаев Ж. Ақкөл–Жайылма – хандар мекені // Сарыарқа самалы, 2017, 17 тамыз, 5-б.

Артықбаев Ж.О. Ақкөл–Жайылма – хандар мекенi: (Шайбан ордасының құпиясы) // Артықбаев Ж.О. Қазақ тарихы мен этнологиясының мəселелерi. – Павлодар, 2007. – Т. 1. – 157–188-бб.

Артықбаев Ж.О. Ақкөл–Жайылмадағы этномəдени зерттеулер / Ж.О. Артықбаев, А. Ерманов, Ə. Жəнiсов // Қазақ тарихы. – 2005. – № 1. – 17–22-бб.

Артыкбаев Ж. Сакральные места: загадка святого озера Акколь [Электронный ресурс]. URL: http://e-history.kz/ru/publications/view/3258

Артықбаев Ж. Хорезм Хəкімі Аққұсайынның Ақкөл–Жайылмаға қол бастап келуінде не сыр бар // Мəдени мұра. – 2017. – № 2 (71). – С. 32–39.

Әміренов Ә.Д. Мәшһүр Жүсіп Көпеев шығармаларындағы Исабек Ишан тұлғасы // Вестник ПГУ. Сер. филол. – 2013. – № 1. – 38–48-бб.

Бықай Ф. Ақкөлдің бойындағы Ақ кесене // Сарыарқа самалы, 2012, 6 наурыз, 10-б.

Жəнiсов Ə. Жайылымы жайлы Ақкөл–Жайылма: (Екiбастұз ауылдық аймағындағы 2006 жылғы тарихи-этнографиялық, археологиялық зерттеулер) // Сарыарқа самалы, 2007, 9 қаңтар, 4–5-бб.

Жұматов Ғ. Мәшһүр-Жүсіп және Исабек ишан // Шаһар, 2012, 6 шілде, 6-б.

Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. 20-томдық жинақ. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 11 т. – 289–294-бб.

Нурахметова Г.Б. Традиционная потестарная организация казахов субрегиона Акколь–Жайылма в XVIII – начале XX вв. // Вестник КарГУ. Сер. ист. – 2010. – С. 24–28.

Сарбалаев Ж.Т., Сарбалаева Е.Ж. Мәшһүр Жүсіп шығармаларындағы Исабек Ишан бейнесі // Вестник ПГУ. Сер. филол. – 2011. – № 2. – 72–81-бб.

Сахаба Т. Исламдағы ұстаздың орны немесе Мәшһүр Жүсіптің "Исабек ишан" жоқтауы туралы // Сарыарқа самалы, 2014, 17 мамыр, 8-б.

Смагулов Т.Н., Жанисов А.Т., Казизов Е.С. Исследования на археологическом комплексе Аулиеколь // Отчет об археологических исследованиях по Государственной программе «Культурное наследие» в 2008 г. – Алматы, 2009. – С. 228–231.

Щербина Ф.А. Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию киргизских областей. В 12-ти томах. – Воронеж: Типография В.И. Исаев, 1903. – Т. 4. Семипалатинская область. Павлодарский уезд. – 708 с.

К. Батталов

 Фото

01 Аулиеколь. Процесс раскопок. Фото Е. Абеуовой

02 Аулиеколь. Фото Е. Абеуовой

03 Аулиеколь. Находки. Фото Е. Абеуовой